Отчетность при ликвидации ООО
Весь период функционирования коммерческие организации обязаны сдавать отчеты, и стадия ликвидации предприятия не исключение. Особенностью финальной отчетности являются специально установленные сроки сдачи, которые отличаются от обычных. Несоблюдение указанных норм может не просто затянуть ликвидацию ООО, но и привести к серьезному наказанию ответственных лиц.
Основные положения
Закон определяет несколько видов отчетности при закрытии фирмы, отражающих все аспекты ее хозяйственной деятельности:
- бухгалтерская;
- статистическая;
- социальная;
- налоговая.
Нормативными актами предусмотрен значительный перечень отчетных документов, которым предписана особая форма, последовательность и сроки передачи в специализированные органы. Также в 2017 году в этой сфере произошли законодательные изменения, коснувшиеся не только формы отчетов, но и сроков их сдачи. Оперативно подготовить отчетные документы с учетом всех нюансов и изменений могут только опытные и надежные специалисты.
Ликвидационные балансы
Ликвидационный баланс - разновидность внутренней отчетности, которая готовится сотрудниками бухгалтерии при ликвидации ООО для достоверного описания материального состояния устраняемой организации.
Сбор данных на основе предыдущего отчетного периода и составление промежуточного баланса проводятся по окончании 2-месячного срока с даты публикации заявления о закрытии в «Вестнике государственной регистрации». В интересах кредиторов этот срок может быть продлен специальной комиссией.
Определенной формы ликвидбаланса в 2017 году для коммерческих предприятий не предусмотрено. Специалисты разрабатывают ее самостоятельно на основе рекомендованной налоговой службой формы №1 «Бухгалтерский баланс».
Сроки отчетного периода:
- начало – с 1 января года, в котором принято решение о закрытии;
- окончание – за день до внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется после:
- составления протокола о ликвидации;
- уведомления регистрирующих органов;
- принятия требований кредиторов;
- выездной налоговой проверки, если она была назначена.
Подписанный ответственными лицами компании промежуточный баланс направляется в территориальное отделение налоговой инспекции.
Итоговый ликвидационный баланс. Рассчитавшись с кредиторами, на заключительной стадии закрытия предприятия можно составлять заключительную фиксацию финансов компании. Утвержденный владельцами предприятия окончательный отчет о финансовых результатах направляется с пакетом остальных документов в контрольный орган.
Сведения в ПФР об уволенных сотрудниках
После расчета с уволенными сотрудниками при ликвидации в местное отделение Пенсионного фонда направляются следующие виды документов:
- отчет о страховых взносах компании (на уплату возможных доначислений отводится до 15 дней);
- сведения по каждому уволенному работнику - подаются в течение месяца после отправки промежуточного ликвидационного баланса.
Новые нормы по отчетности в ПФР
Механизм составления отчетности в Пенсионный фонд включает в себя отчет по форме СЗВ-М, официально утвержденный в апреле 2016 года. Срок подачи документа – ежемесячно до 15 числа.
Форма подачи отчетности в ПФР не менее важна, чем сроки и порядок ее составления:
- СЗВ-М направляется в бумажном виде – если на предприятии числилось до 25 сотрудников;
- в электронном – если их было больше 25. Использование бумажной формы передачи отчетности вместо электронной влечет за собой штрафные санкции.
Форма РСВ-1, использовавшаяся до недавнего времени, также упразднена с 2017 года. Вместо нее введена упрощенная персонифицированная отчетность, бланк которой находится на стадии утверждения.
Отчет в Фонд социального страхования
Форма 4-ФСС, которую использовали раньше для передачи отчетности в Фонд социального страхования, упразднена. Вместо нее регулярную отчетность по взносам в социальные организации со 2-го квартала 2017 года направляют в налоговую службу в рамках сводной отчетной формы. Сдача отчетности за 2016 год производится в старом порядке. Срок – до 30 числа месяца после отчетного.
Статистическая отчетность
ООО является респондентом статистического наблюдения по закону, а значит, обязано предоставлять отчет в Росстат как в течение своей работы, так и при ликвидации. Росстат предусматривает различные формы отчетности в зависимости от экономической деятельности компании и ее масштаба.
Наиболее востребованные формы:
- базовые сведения о деятельности компании;
- данные о финансовом положении;
- сведения о сотрудниках: уровень заработной платы, степень занятости, наличие дополнительного образования.
Подробные разъяснения по части предоставления статотчетности можно узнать как в отделении Росстата по месту регистрации фирмы, так и на его официальном сайте.
Бухгалтерская отчетность
Объем работ по бухгалтерской отчетности при ликвидации определяется режимом налогообложения предприятия. Так, использование УСН освобождает организацию от сдачи отчета по НДС, на прибыль и за предыдущий налоговый период, которые сдают фирмы на ОСНО и ЕНВД.
Сроки сдачи отчетности аналогичны срокам предоставления ликвидационных балансов – с 1 января года, в котором закрылась фирма, до даты, предшествующей выписке из ЕГРЮЛ.
Налоговая отчетность
Включает в себя:
- декларации с учетом принятого режима налогообложения;
- формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ за последний отчетный год.
Официального срока предоставления налоговой отчетности при ликвидации не установлено. Ориентировочно ее составляют после заключения налогооблагаемых действий и до закрытия организационных счетов:
- если таких операций не предвидится, отчетность можно сдать вместе с промежуточным ликвидбалансом;
- если без действий, влияющих на начисление налогов, не обойтись – сдавайте декларация вместе с итоговым балансом.
Итоги
Подготовка и сдача финальной отчетности – комплексная процедура, главные направления которой реализуются в строгой последовательности:
- подготовка промежуточного баланса осуществляется после официального уведомления о процессе ликвидации, инвентаризации активов и предъявлений требований от кредиторов;
- предоставление сведений в ПФР – в течение месяца после сдачи промежуточного баланса и в ходе расчета с кредиторами;
- составление налоговой отчетности производится после всех расчетов с бюджетом;
- составление конечного ликвидационного баланса реализуется после расчета с кредиторами;
- передача в налоговую полного пакета документов – после закрытия расчетного счета.
На титульных листах налоговой декларации и отчетов в социальные фонды указывается код 50 «Прекращение деятельности».
Если все сделано правильно, предприятие будет ликвидировано в течение 5 рабочих дней. Доверьте ликвидационную политику профессионалам, ведь нарушения норм составления и передачи документов для закрытия ООО могут привести к замедлению ликвидации фирмы и привлечению к серьезной ответственности.